return_links(); ?>
Доброго времени суток, дорогой читатель. Мною была проведена небольшая аналитика для того, чтобы оценить состояние школьного образования в Украине. Благодаря современным сервисам, а именно Google Forms, через который и проводился опрос, и социальной сети «VK», через которую проводилось привлечение респондентов. В опросе приняло участие ровно 100 человек — это ученики из разных школ, разных регионов Украины. Да, число это невелико, но люди не были особо заинтересованы в прохождении опроса даже при должной рекламе его в социальной сети.
Опрос проводился с 13 января 2017 по 11 февраля 2017 включительно, то есть это заняло 29 дней. Конечно, это небольшой промежуток времени, но и его вполне достаточно, чтобы сделать выводы. Более того, я с уверенность могу заявить, что представленные ниже показатели не сильно бы отличались от тех, которые могли быть получены позже. Оценивание по каждому критерию проводилось по 5-ти балльной шкале, респонденты могли поставить как 0, так и 5.
Результаты опроса о квалификации школьных учителей
Название школьного учебного предмета | Объективность оценивания | Отношение учителя к ученикам | Лекторские способности учителя |
Зарубежная литература | 3,97 (79%) | 4,10 (82%) | 4,07 (81%) |
Информатика | 3,93 (78%) | 4,19 (83%) | 3,73 (74%) |
Украинская литература | 3,93 (78%) | 3,94 (78%) | 3,85 (77%) |
Украинский язык | 3,87 (77%) | 3,87 (77%) | 3,68 (73%) |
Физ. воспитание | 3,84 (76%) | 3,92 (78%) | 3,85 (77%) |
История Украины | 3,76 (75%) | 4,10 (82%) | 3,83 (76%) |
География | 3,75 (75%) | 3,99 (79%) | 3,85 (77%) |
Всемирная история | 3,71 (74%) | 4,10 (82%) | 3,69 (73%) |
Математика | 3,71 (74%) | 3,71 (74%) | 3,62 (72%) |
Трудовое воспитание | 3,70 (74%) | 3,89 (77%) | 3,50 (70%) |
Биология | 3,68 (73%) | 3,94 (78%) | 3,55 (71%) |
Английский язык | 3,65 (73%) | 4,07 (81%) | 3,72 (74%) |
Химия | 3,48 (69%) | 3,73 (74%) | 3,08 (61%) |
Физика | 3,47 (69%) | 3,74 (74%) | 3,24 (64%) |
Немецкий (другой) язык | 3,31 (66%) | 3,60 (72%) | 3,38 (67%) |
Красным цветом выделены показатели, которые получили менее 75% одобрения учеников общеобразовательных учреждений, зеленым — 75% и выше.
Как вы видете, список беспроблемных предметов возглавляют гуманитарные дисциплины, именно с ними у школьников практически не возникает претензий к квалификации педагогов. Исходя из этих показателей, следует так же обратить внимание, что абитуриенты склонны выбирать вторым обязательным предметом на ЗНО именно историю Украины (см. таблицу ниже). С математикой дела обстоят иначе — квалификацией учителей данной науки ученики не очень довольны. По их мнению, учитель недостаточно понятно объясняет материал, и ему с трудом получается находить общий язык с учениками. Это безусловно влияет на выбор предметов на ЗНО, где математику выбирают лишь 48% выпускников.
Наиболее неквалифицированными ученики считают учителей по второму иностранному языку, физике и химии. Тут следует так же взглянуть на таблицу ниже, где приведена статистика по данным ЗНО за 2016-й год: физику сдает 11%, химию — 10% и, например, немецкий язык — лишь 1% выпускников школ. Так же, по мнению учащихся, учителя часто склонны завышать оценки своим ученикам, то есть часты случаи, когда поставленная оценка — не соответствует фактическим знаниям и навыкам ученика.
Представленная ниже аналитика проведена благодаря статистическим материалам по результатам проведения внешнего независимого оценивания в 2016-ом году, взятым с официального сайта Украинского центра оценивания качества образования.
Распределение участников ЗНО по предметам ЗНО
Название предмета | Кол-во участников (число) | Кол-во участников преодолевших порог (проценты) | Кол-во сдающих участников (проценты) | Средний балл по результатам тестирования (100-200) |
Укр. язык и литература | 253 813 | 91% | 100% | ~155 (7.5/12) |
История Украины | 193 307 | 87% | 71% | ~164 (8.4/12) |
Математика | 132 165 | 85% | 48% | ~161 (8.1/12) |
Английский язык | 77 983 | 84% | 31% | ~157 (7.7/12) |
Биология | 69 387 | 90% | 27% | ~164 (8.4/12) |
География | 47 973 | 95% | 19% | ~160 (8/12) |
Физика | 27 771 | 84% | 11% | ~163 (8.3/12) |
Химия | 25 293 | 88% | 10% | ~158 (7.8/12) |
Немецкий язык | 2 582 | 82% | 1% | ~151 (7.1/12) |
Русский язык | 1 484 | 94% | 0,6% | ~162 (8.2/12) |
Французский язык | 655 | 87% | 0,25% | ~155 (7.5/12) |
Испанский язык | 123 | 91% | 0,04% | ~152 (7.2/12) |
Распределение респондентов по областям Украины
Итоги
Подведя итоги, можно сказать, что система школьного образования далека от идеала и непременно требует реформирования: неквалифицированные учителя, плохое оснащение школ, отсутствие стремления развиваться всесторонне, как у педагогов, так и у школьников. Сравнивать школы Украины с другими иностранными школами не стоит, поскольку это совсем разные вещи. Украинской школе еще нужно много времени, чтобы подняться на достойный уровень и конкурировать с зарубежными школами по качеству образования молодежи. Но если остановить «бюрократическую машину», повысить финансирование школ из государственного бюджета, создать заинтересованность у выпускников педагогических ВУЗов идти работать в школы, действительно контролировать и проверять соответствие квалификации педагога его фактическим навыкам и умениям — уже через пару лет украинские школы могут выйти совершенно на новый уровень.
Читайте также Рейтинг ТОП-10 лучших экономических ВУЗов Украины.